Урок по теме. Физические и химические явления. Химические реакции и явления, которые их сопровождают. (8 класс)

Кайгородцева Н.Н., учитель химии, СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Цель: формирование знаний о физических и химических явлениях, выяснение их существенных отличий, формирование понятия о химических реакциях, выявление признаков химических реакций и условий их протекания, совершенствования навыков работы  с химическим оборудованием.

Тип урока: комбинированный, интерактивный

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрации, лаб.опыты, интерактивные методы обучения.

Оборудование и реактивы: растворы NaOH, CuSO4, HCL, H2SO4. Na2CO3, CaCl2, ф-ф, лакмус, осадки Fe(OH)3, Cu(OH)2, Zn, штатив с пробирками.

Ход урока:

1. Организация класса. Деление класса на 4-5 команд по 4-5 человек.

2. Мотивация. Для того  чтобы узнать тему и цель нашего занятия, необходимо решить такую экспериментальную задачу: достать монетку из блюдца, не замочив пальцы (опыт Леонардо да Винчи). (Интерактивный метод «Мозговой штурм»).

После поиска решения команды могут высказать мнение относительно темы урока. Слайд 2 (тема урока), слайд 3 (задачи  урока): выяснить, чем отличаются физические и химические явления (химические реакции); исследовать, какие внешние эффекты сопровождают химические реакции.

Планируемые результаты: уметь различать физические и химические явления по признакам, которые их сопровождают

Вспомним курс «Природоведения». Процессы, которые происходят в природе называются явления. Приведите примеры таких явлений (дождь, снег, ветер, гроза, кипение, плавление, скисание молока, приготовление пищи, ржавление железа).

Проблемный вопрос. Ученик, придя домой из школы, подумал «Как много вокруг химических явлений!»: (текст на листах)

  • идет тепло от батарей отопления;
  • загорелась неоновая реклама;
  • горят именинные свечки;
  • мама «гасит» соду уксусом, готовя тесто;
  • масляная краска высыхает на воздухе;
  • скисает молоко, не выпитое кошкой;
  • после выключения компьютера изменяется цвет экрана;
  • после добавления сахара чай становится сладким;
  • из открытой бутылки минералки выделяются пузырьки газа;
  • на замке появилась ржавчина.

Помогите ученику разобраться в явлениях.

3. Изучение нового материала.

3.1 Беседа с классом

Слайд 4

Явления

Физические

Не сопровождаются образованием новых веществ.

Примеры:  изменение формы тела,  агрегатного состояния вещества (плавление, кипение, замерзание), свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока, распространение запахов, притяжение к магниту, растворение соли.

Химические реакции

Заключаются в превращении веществ, в результате которых образуется одно или несколько новых веществ.

Примеры: ржавление железа, скисание молока, обугливание дерева, горение спирта.

Изменения, которые происходят с веществом в результате химической реакции, описываются химическим уравнениями. (Слайд 5)

спирт + кислород = вода + углекислый газ

С2Н6О + О2 = Н2О + СО2

исходные вещества, продукты реакции (реагенты)      

Что происходит с молекулами и атомами при химических реакциях? (Молекулы реагентов распадаются на атомы, которые соединяясь, образуют молекулы новых веществ)

3.2 Признаки химических реакций. (слайд 6).

Ученики вспоминают правила техники безопасности при работе с реактивами.

Интерактивный метод «Перекрестные группы». Учащиеся работают в группах над выполнением определенного задания, потом по два ученика из каждой группы переходят в другие группы и обмениваются результатами своей работы. Этот процесс может продолжаться, пока каждая пара не вернется в свою первичную группу. Можно удовлетвориться только одним переходом учебных пар. 1 и 2 группы меняются парами, 3 и 4. Таким образом, учащиеся должны выявить 4 признака протекания химических реакций, заполнить таблицу. Либо переход 2 в 1, 3 в 2, 4 в 3, 5 в 4, 1 в 5.

№ опыта Реагенты Наблюдаемые изменения Признак химической реакции

1 группа (изменение цвета, выпадение осадка)

Лабараторный опыт 1: В стакан с чаем добавить несколько капель лимона.

Лабараторный опыт 2: В пробирку налить 1 мл раствора соды Na2CO3  и добавить 1 мл раствора хлористого кальция CaCl2.

2 группа ( выделение газа, растворение осадка)

Лабараторный опыт 1: В пробирку поместить немного порошка мела (CaCO3), добавить 1 мл уксусной кислоты.

Лабараторный опыт 2: В пробирку с осадком Cu(OH)2  голубого цвета добавить 1 мл раствора H2SO4.

3 группа (изменение цвета, выпадение осадка)

Лабараторный опыт 1: В пробирку налить 1 мл раствора HCl, добавить 2-3 капли индикатора лакмуса.

Лабараторный опыт 2: В пробирку налить 1 мл раствора CaCl2, добавить 1 мл раствора Na2CO3.

4 группа ( выделение газа, растворение осадка)

Лабараторный опыт 1: В пробирку поместить немного порошка мела, добавить 1 мл раствора соляной кислоты HCL.

Лабараторный опыт 2: В пробирку с осадком Cu(OH)2 добавить 1 мл раствора H2SO4.

5 группа (выпадение осадка, изменение цвета)

Лабараторный опыт 1: В пробирку налить 1 мл раствора CaCl2, добавить 1 мл раствора Na2CO3.

Лабараторный опыт 2: В пробирку налить 1 мл раствора H2SO4. Добавить 2-3 капли лакмуса.

«Синтез идей» — После возвращения в свои группы, каждая группа должна представить признаки химических реакций. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Слайд 6 (признаками химической реакции)

Признаки химических реакций

  • Изменение цвета
  • Выделение газа.
  • Выпадение или растворение осадка.
  • Появление, исчезновение или изменение запаха.
  • Выделение или поглощение теплоты или света.
  • Появление пламени.

4. Проверка усвоения знаний.

По 1 человеку от каждой группы у доски распределяют явления на физические и химические, указанные вначале урока, дают обоснованный ответ.

Работа в группах (карта заданий).

Явления в живописи.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащимся предлагается описать свое отношение к уроку и участию в нем на листочках и прикрепить к дереву успеха.

Можно начать со слов «Для меня сегодняшний урок…», « На уроке я ...», « Я научился…»

1 группа

Лабараторный опыт 1: В стакан с чаем добавить несколько капель лимона.

Лабараторный опыт 2: В пробирку налить  1 мл раствора соды Na2CO3  и добавить 1 мл раствора хлористого кальция CaCl2.

2 группа

Лабараторный опыт 1: В пробирку поместить немного порошка мела (CaCO3), добавить 1 мл уксусной кислоты.

Лабараторный опыт 2: В пробирку с осадком Cu(OH)2 голубого цвета добавить 1 мл раствора H2SO4.

3 группа

Лабараторный опыт 1: В пробирку налить 1 мл раствора HCl, добавить 2-3 капли индикатора лакмуса.

Лабараторный опыт 2: В пробирку налить 1 мл раствора CaCl2, добавить 1 мл раствора Na2CO3.

4 группа

Лабараторный опыт 1: В пробирку поместить немного порошка мела, добавить 1 мл раствора соляной кислоты HCL.

Лабараторный опыт 2: В пробирку с осадком Cu(OH)2 добавить 1 мл раствора H2SO4.

Задание для 1 группы

Явление Физическое Химическое
Горение спирта А В
Плавление стекла Д Л
Образование тумана Е У
Прокисание молока В О
Растирание мела в ступке К Б
Выпаривание спирта З П
Покрытие медных изделий зеленым налетом Ф Д
Замерзание воды в луже Ц Ж
Пригорание яичницы Х О
Осенью листья желтеют Н Р
Горение бензина Р О
Испарение воды Т Е
Горение магния О Д

Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название одновалентного элемента, название котрого в переводе означает «рождающий воду».

Задание для 2 группы

Явление Физическое Химическое
 Ржавление железа Б С
Перегонка воды К Л
Образование тумана А Г
Прокисание молока В О
Растирание мела в ступке Л Н
Ковка металла Ь П
Покрытие медных изделий зеленым налетом Ф О
Замерзание воды в луже Ц Ж
Пригорание яичницы Х Ш
Осенью листья желтеют Н О

Фильтрование раствора

И И
Горение угля Т Ю
Кипение воды Й К

Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке физических явлений по вертикали получите название  металла...

Скачать полный урок