«Учить не химии, а химией.
Учить не мыслям, а мыслить!»
Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, обязательным компонентом школьного химического образования являются метапредметные результаты обучения.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (ФГОС ООО, 2010).
Межпредметные понятия — включают знания об общих и отвлеченных свойствах объектов, явлений, и имеют универсальное значение в различных областях науки и практики (например, закон, теория, гипотеза, проблема, цель, эксперимент, модель и т.п).
Универсальные учебные действия (или метапредметные умения, общеучебные умения) – обобщенные способы действий учащихся, направленные на организацию своей учебной деятельности, на формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Иными словами это «умение учиться». Это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В познавательных универсальных учебных действиях выделяют:
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе изучения химии в средней школе выпускник научится (освоит общеучебные действия):
Выпускник освоит логические универсальные учебные действия:
Выпускник получит возможность научиться действиям постановки и решения проблем:
Универсальные логические действия представляют собой:
Средствами формирования универсальных учебных действий, и в частности, логических учебных действий являются:
предметное содержание, образовательные технологии деятельностного типа (игровые технологии, технология критического мышления, проектная технология, проблемно-диалогическая технология), продуктивные задания.
При организации оценивания развития общеучебнвх умений целесообразно использование системного подхода. Главное условие диагностики – четкое целеполагание при разработке технологического технологического планирования. Фрагмент технологического тематического планирования иллюстрирует систему диагностики логических универсальных умений учащихся 8 класса при изучении темы «Важнейшие классы неорганических соединений» (УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана).
Планирование темы «Важнейшие классы неорганических соединений»
Учебная неделя | Тема урока | Диагностика и контроль | Отслеживаемые общеучебные умения |
3-я февраль | Оксиды, классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. | Устный опрос | Сравнивать |
3-я февраль | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение | Устный опрос | Сравнивать, выделять главное |
4-я февраль | Химические свойства оснований. | Письменное тестирование (10мин) | Сравнивать. Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать |
4-я февраль | Амфотерные оксиды и гидроксиды | Устный опрос | Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать |
1-я март | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот | Письменное задание(5мин) | Классифицировать |
1-я март | Химические свойства кислот | Письменное тестирование (10мин) | Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выдвигать гипотезу |
2-я март | Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. | Устный опрос | Сравнивать |
2-я март | Свойства солей | Письменное тестирование (10мин) | Анализировать, синтезировать |
3-я март | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Письменное тестирование (10мин) | Устанавливать причинно-следственные связи, Классифицировать, проводить аналогии |
Сравнивать
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
Устанавливать причинно-следственные связи
Умение устанавливать причинно-следственные связи — это умение определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Классифицировать
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Анализировать
Умение анализировать - это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Поводить аналогии
Умение проводить аналогии — это умение находить сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд:
(чередование растворимых и нерастворимых солей)
(элемент, оксид элемента, гидроксид элемента, соль)
Установите соответствие
Свойства | Вещество |
Белое, нерастворимое в воде кристаллическое вещество, реагирует с кислотами и щелочами | Гидроксид натрия |
Едкое вещество, мылкое на ощупь, изменяет цвет индикаторов | Гидроксид цинка |
Образуется при гашении извести | Гидроксид кальция |
Обобщать
Умение обобщать – умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.
Доказывать
Умение доказывать – умение подтверждать какое-либо положение фактами или выводами.
Выделять главное
Умение выделять главное – это умение определять суть вопроса, основную мысль, идею.
Выдвигать гипотезу.
Умение выдвигать гипотезу – это умение делать предположение, прогнозировать какой-либо результат.
Синтезировать
Умение синтезировать – умение применять метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого в единстве и взаимосвязи его частей.
а) одни атом неметалла
б) шесть атомов кислорода,
в) один атом азота
г) три атома серы
Механизм оценивания уровня сформированности общеучебных умений можно представить последовательными операциональными действиями учителя:
1) Оценка выполнения диагностических заданий. При этом используется пятибалльную оценочную шкалу: 5 баллов – умение сформировано полностью. 4 балла – умение сформировано в основном, 3 балла – умение сформировано частично, 2 балла – умение практически отсутствует, 1 балл – умение не сформировано.
2) Расчет показателя качества развития конкретного умения (К):
К = ((a+b) / n)* 100%,
где a – количество учащихся, выполнивших задания на «5», b – количество учащихся, выполнивших задания на «4», n – общее количество учащихся, выполнявших работу.
3) Определение качества развития общеучебных умений учащихся (уровень сформированности общеучебных умений).
Уровень развития общеучебных умений | Оценка качества развития, % |
Высокий | 95-100 |
Средний | 75-94 |
Низкий | 50-74 |