Химический турнир для учащихся 8 классов

Кайгородцева Наталья Николаевна,
учитель химии средней общеобразовательной школы
ФГБОУ «Международный детский центр «Артек»

Цель игры: обобщение и систематизация знаний об основных понятиях химии, совершенствование умений  в описании химических явлений с помощью уравнений химических реакций, проведения эксперимента с химическими веществами, развитие умений в решении творческих задач, развитие метапредметных умений: логических универсальных умений, умений работать в группе.

Ход игры:

1. Вступительное слово учителя

Друзья! Сегодня участники химического турнира покажут нам не только свои замечательные знания химических элементов, веществ и превращений, но и продемонстрируют свою смекалку и находчивость, а также свое мастерство в работе с химическим оборудованием. Пожелаем удачи свои командам.

(Класс делится на 2 команды, в каждой их которой есть капитан,  помощник капитана, 2 химика-теоретика, 2 химика-экспериментатора, 2 химика – лирика).

2. Презентация команд

Участники турнира  придумывают «химическое» название своей команды и объясняют ее значение.

3. Разминка

Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе. Максимальная оценка за конкурс 10 баллов.

Вопросы 1 команде:

  1. Валентность водорода в соединениях? (I)
  2. Химическая формула газа кислорода?  (O2)
  3. Мельчайшие, химически неделимые частицы? (атомы)
  4. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов? (формула).
  5. Химическое явление? (реакция)
  6. Вещества, образованные атомами одного химического элемента? (простые)
  7. Самый распространенный химический элемент на Земле? (кислород)
  8. Относительная молекулярная масса водорода? (2)
  9. Автор периодической системы химических элементов (Д.И.Менделеев)
  10. Соединение, образованное двумя элементами, один из которых кислород? (оксид).

Вопросы 2 команде:

  1. Наука о веществах и их превращениях? (химия)

  2. Валентность кислорода в соединениях? (II)
  3. Разделение смеси с помощью фильтра? (фильтрование)
  4. Вещества, образованные атомами разных химических элементов? (сложные)
  5. Оксид водорода? (вода)
  6. Химическая реакция, при которой происходит выделение тепла и света? (горение)
  7. Автор атомно-молекулярного учения? (М.В.Ломоносов)
  8. Запись химической реакции с помощью химических формул? ( хим.уравнение)
  9. Разрушение железа под действием окружающей среды? (ржавление, коррозия)
  10. Свойство атомов химических элементов присоединять определенное количество атомов другого химического элемента? (Валентность).

4. Конкурс капитанов (5 баллов)

Капитанам предлагается дописать уравнения химических реакций, расставить коэффициенты, указать тип реакции

1 команда:

Cr + O2 = ? 
Zn + HCl = ZnCl2 + ? 

2 команда:

Li + O2 = ?
Al + H2SO4 = ?  + H2

5. Конкурс химиков – экспериментаторов (10 баллов)

Команды получают по одинаковому набору химической посуды.

Необходимо выбрать только ту посуду, которая нужна для проведения опыта по разделения указанной смеси. Необходимо правильно разделить смесь (5 баллов), назвать химическую посуду (5 баллов):

  •  смесь песка и поваренной соли
  •  смесь мела и сахара.

Конкурс болельщиков. Химическая ходьба (5 баллов)

От каждой команды болельщиков 2 человека становятся друг против друга на расстоянии. Необходимо идти навстречу друг другу, называя  на каждый шаг химический элемент, не останавливаясь и не повторяясь.

6. Конкурс помощников капитанов (5 баллов)

Помощник капитана получает задание. Необходимо описать металл, не называя его так, чтобы своя команда могла догадаться,  о чем идет речь. Если ответ дан после первого описания, команда получает 5 баллов, за каждую последующую подсказку снимается по 1 баллу.

  • Алюминий
  • Медь

Конкурс болельщиков. Пантомима

Необходимо представить с помощью пантомимы нарушение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.

7. Конкурс химиков – теоретиков (5 баллов)

Используя известную теорию, рассчитайте:

  • массу  получившегося кислорода, если при разложении  оксида ртути(II) массой 4,34 г получили ртуть массой 4,03 г.
  • массу разложившейся воды, если в результате реакции получили 1,6 г  водорода и 12,8 г кислорода.

8. Конкурс химиков –лириков (5 баллов)

Необходимо составить четверостишия, используя рифмы:

  • Бром — дом
  • Явление – объявление
  • Свинец – птенец
  • Штатив — факультатив.

Конкурс болельщиков. Загадки

За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

9. Конкурс «Черный ящик»

В конкурсе участвуют все.

  • В черном ящике вещество, которая в давние времена была дороже золота.
  • Гора Хаджи-Мумин в Таджикистане полностью состоит из этого вещества и поднимается на 900 м над уровнем моря.
  • Если собрать все это вещество со всей планеты Земля, то оно заняло бы 20 млн км и покрыло бы поверхность слоем выше 30 –метрового здания.
  • Как справедливо заметил древнеримский правитель Кассиодор, «она необходима всем, а без золота можно обойтись». И действительно, при ее недостатке человек может умереть.
  • В древние времена  веществом  рассчитывались вместо монет.

(Ответ: поваренная соль)

  • Раньше это вещество использовали в медицине и изготовлении красок.
  • В древние времена это вещество было символом богатства. В X в. возле дворца мавританского короля Абдар Рахмана III постоянно работал фонтан с этим веществом, а правитель спал на матрасе, который плавал в бассейне с этим вещество.
  • Долгое время ничего не было известно о том, что это вещество очень опасно для организма, оно легко испаряется, ее пары попадают в легкие, где полностью задерживаются и вызывает отравление всего организма.
  • Сейчас его используют для измерения температуры (ртуть).

Подведение итогов

Победители имеют право зажечь «Химический вулкан»