«Учить не химии, а химией.
Учить не мыслям, а мыслить!»
05.05.2019 Новости для учеников
Ребята, эти вопросы и задания – для команд, участвующих в игре «Экипаж машины боевой»:
Вопрос №1. Это оружие, доказавшее свою эффективность во многих танковых сражениях Великой Отечественной войны, содержало самовоспламеняющуюся жидкость. Падая на твердое тело, разбивалась, жидкость разливалась и горела ярким пламенем до 3 мин., развивая температуру до 1000°С. При этом, будучи липкой, она прилипала к броне или залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж, выкуривая его из танка и сжигая все внутри танка. Попадая на тело, капля горящей жидкости вызывала сильные, трудно заживаемые ожоги. Горючие смеси горели до 60 секунд с температурой до 800°С, выделяя черный дым. Они превращали наступавшие танки в груды обгорелого металла. Это оружие осталось уникальным русским изобретением. Какие компоненты входили в его состав?
Вопрос №2. «Третий – лишний». Что нужно исключить в каждом ряду и почему?
А) Магний, железо, медь, серебро, свинец
Б) Оксид натрия, оксид кальция, оксид никеля, оксид алюминия
В) Бертолетова соль, поваренная соль, сахар, серная кислота
Вопрос №3. В годы Великой Отечественной войны коллектив кафедры Томского университета активно помогал врачам госпиталей в практическом использовании результатов исследований фитонцидов в качестве антисептиков при лечении раненых. Профессор университета Борис Петрович Токин утверждал, что под действием фитонцидов гибнут не только бактерии, но и микроскопические грибы и простейшие. В 1942 году в издательстве «Медгиз» вышла брошюра Токина, где автор описывал опыты по противомикробному воздействию кашицы из….и … на микроорганизмы. Какие растения упоминаются в этом исследовании? В настоящее время противомикробное действие этих полезных растений известно всем и звучит в известной поговорке.
Вопрос №4. Совершенно невероятным для осажденного Ленинграда, который не располагал в достаточной мере сырьем для производства лекарств и витаминов, стало создание особого экстракта - "эликсира жизни". В составе этого экстракта входили витамины С, B, PP (никотиновая кислота), флавоноиды, фолиевая кислота, макро-и микроэлементы в биологически доступной для человека форме - те самые незаменимые вещества, которых не хватало в скудном рационе жителей блокадного города. Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института в блокадном Ленинграде под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова в короткий срок разработали технологию производства этого витаминного напитка. Из чего делали этот напиток? Известно, что еще 200 лет назад в России это же средство использовали для лечения цинги и даже экспортировали в аптеки Западной Европы.
Вопрос №5. Расшифруйте запись. Продолжите эту фразу.
NH4Cl Ac ,,As,,, Eu Db Eu AgNO3 Sn FeS2 Rb NH3 V Os Eu
Вопрос №6. В 1940 году в СССР был разработан обогревательный пояс - обтянутый кожей медный резервуар, который крепился на брючном ремне. В резервуар засыпали 200 г. реакционной смеси - алюминиевого порошка и хлористой меди (CuCl2), взятых в стехиометрическом соотношении. Воду в количестве 100-120 мл. добавляли в резервуар из баллончика, находящегося в нагрудном кармане. Подачу воды регулировало несложное тепловое реле. Пояс мог согревать в течение 8 часов. Эта химическая грелка была новой не только по форме, но и по содержанию: впервые было использовано тепло, возникающее при вытеснении одного металла другим - более электроотрицательным. В Ленинграде, в блокадную зиму 1942 года, использовали грелки, заполненные смесью хлористой меди и железных стружек. От одной заправки водой такие грелки работали 60-70 часов. Составьте уравнения описанных экзотермических реакций.
Вопрос №7. В конструкторских бюро С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина, А.Н.Туполева был разработан сплав, в котором содержалось 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si, а также 94% металла I,
4% металла II , 0,5% металла III. Если провести исследование действия кислот и щелочей на образцы этих металлов, то будут получены следующие результаты:
Металл |
Реагенты |
|
HCl |
NaOH |
|
I |
+ |
+ |
II |
- |
- |
III |
+ |
- |
Известно, что один из этих металлов входит в состав сигнальных ракет, а другой – отличается от остальных цветом. Что это за металлы? Как называется этот сплав?
Вопрос №8. Еще в годы первой мировой войны Николай Дмитриевич Зелинский изобрел устройство, защищающее солдат от боевых отравляющих веществ. В начале Великой Отечественной войны академик Зелинский усовершенствовал это устройства. Это изобретение стало наилучшим из всех известных средств защиты. Как оно называется? Опишите принцип его действия.
Вопрос № 9 .Одновременно с зажигательными бутылками на полях сражений во время Великой Отечественной войны использовались и различные термитные зажигательные средства - шары, патроны, шашки. Их наиболее широко применяли партизаны, разведчики, штурмовые группы и авиация. Термит - смесь Fe3O4 c алюминиевым порошком. При поджигании этой смеси происходит бурная реакция с выделением большого количества теплоты. Температура в зоне реакции достигает 3000°С. При такой высокой температуре плавится броня танков. Термитные снаряды и бомбы обладали большой разрушительной силой. Составьте уравнение реакции горения термита.