«Учить не химии, а химией.
Учить не мыслям, а мыслить!»
20.01.2019 Новости для учеников
«Соединения азота»
1. Арабские алхимики получали из оазиса Аммона, расположенного в пустыне Сахара, бесцветное кристаллическое вещество, которое они называли «нушадир». При растирании «нушадира» с гашеной известью и нагревании смеси выделялся газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. В алхимических рукописях также отмечено, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал «дымить» с течением времени все стеклянные сосуды рядом с ним покрывались белым налетом.
2. В рассказе Агаты Кристи «Синяя герань» рассказывается о том, как хозяйка дома получала письма с предупреждениями о смерти, если она увидит в своей комнате синие цветы. Преступление, которое совершила нанятая сиделка, было раскрыто мисс Марпл:
«.. синяя герань на обоях? - У медсестер ведь всегда есть лакмусовая бумажка, - сказала мисс Марпл. - ..Так вот, от кислоты бумажка краснеет, а от щелочи - синеет снова. Ну долго ли натереть такой покрасневшей бумажкой цветок на обоях? И когда бедная леди воспользуется своей нюхательной солью, пары нашатырного спирта тут же заставят такой цветок посинеть».
Вопросы и задания:
Какое химическое вещество алхимики называли «нушадир»? Как оно называется сейчас?
Составьте уравнения реакций, которые описаны в алхимических рукописях.
Опишите, какое оборудование вам необходимо для осуществления этих реакций? Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при их проведении?
Объясните с помощью химического уравнения, то о чем говорит мисс Марпл.
Химический диктант «Соединения азота»