«От карандаша до керамических изделий», экспериментариум 9 класс

Тематика проведения: «Мир искусства»

Возрастная группа обучающихся: 9 класс

Предмет области: Химия, история, ИЗО, МХК

Разработчик экспериментариума: Кайгородцева Наталья Николаевна – учитель химии СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Цель экспериментариума: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся при изучении темы «Углерод, кремний и их соединения»

Задачи экспериментариума и ожидаемые результаты:

  1. знакомство с соединениями углерода и кремния (оксидами, солями, кислотами), их физическими и химическими свойствами;
  2. экспериментальное исследование химических свойств соединений углерода и кремния, проведение качественных реакций на карбонаты и силикаты;
  3. изучение областей применения соединений углерода и кремния в промышленности и различных направлениях искусства: производства различных видов стекол, керамики (гончарное производство, фарфор, фаянс), бетон и цемент, ювелирное дело (бриллианты, драгоценные и полудрагоценные камни);
  4. развитие навыков самостоятельного создания и презентации творческих продуктов под руководством учителя;
  5. формирование у обучающихся понимания искусства и творчества как важнейших способов познания мира;
  6. актуализация духовных потребностей обучающихся, повышение их интереса к изучению произведений искусства.

Краткое описание экспериментариума (аннотация): 

Деятельность обучающихся в экспериментариуме направлена на получение знаний о химии и практических навыков при изучении соединений углерода и кремния с одновременным включением в образовательную деятельность информации о различных направлениях искусства, в которых используются соединения углерода и кремния, а также сведений об «Артеке» (архитектурные сооружения и памятники, материалами которых служат соединения углерода и кремния) и Крыме (образование карстовых пещер Крыма как результат природных процессов превращения соединений углерода). Таким образом, данный экспериментариум охватывает три области знаний: химическую науку, искусство, «Артек» и Крым.

Содержание данного экспериментариума реализуется на трех площадках: в химической лаборатории школы, на площадках детских лагерей, в студиях детского творчества.

В химической лаборатории школы обучающиеся в ходе выполнения учебных заданий осуществляют экспериментальное исследование химических соединений углерода и кремния. В ходе занятия обучающиеся превращаются в искусствоведов, специалистов по производству стекла, фарфора и керамики; совершают виртуальную экскурсию по Эрмитажу, знакомятся с произведениями архитектуры, мозаикой, керамикой, ювелирными украшениями.

В экспериментариуме посредством выполнения различных заданий выстраивается взаимосвязь деятельности обучающихся в лаборатории, лагере, в студиях дополнительного образования. Так, ребятам необходимо изучить архитектурные объекты своего лагеря, историю их создания, автора, материалы, из которого они выполнены (мрамор, гранит, известняк, бетон, мозаика); воздействуют ли факторы окружающей среды на материалы данного архитектурного объекта. В студиях дополнительного образования (ИЗО, линогравюры, керамики, римской мозаики) обучающиеся знакомятся с применением графита, карандаша, пастели как средств изобразительного искусства; составом смесей для изготовления керамических изделий, техникой римской мозаики.

По результатам экспериментариума обучающиеся создают групповой творческий продукт – компьютерные презентации по темам «Графит и карандаш», «Алмазы и бриллианты», «Стекло, мозаика», «Мрамор в архитектуре», «Керамика» с включением видео и фотоматериалов самостоятельного исследования и выполненных заданий в лагере, студиях дополнительного образования; а также создают индивидуальный творческий продукт – поделку из глины для благотворительной ярмарки в лагере.

Образовательные результаты:

  • Предметные: знания о соединениях углерода и кремния, умения проводить лабораторные опыты по исследованию состава соединений, практические умения проводить эксперимент и описывать его результаты;
  • Метапредметные: развитие логических универсальных умений строить умозаключения на основе исследованных фактов и явлений, осуществлять анализ, синтез и обобщение; развитие умений коммуникативной деятельности: умения работать в группе, выражения ответа в устной и письменной форме.
  • Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, навыков самостоятельной работы с информацией, развитие готовности к решению проблемно-познавательных задач.

 

Скачать полный эксперементариум