«Металлов гордый блеск...», эксперементариум по химии 11 класса

Класс: 11 классы

Предметные области: химия, биология, литература, история

Разработчик занятия: Кайгородцева Наталья Николаевна – учитель химии

Цель занятия: cоздание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности и коммуникативных навыков при изучении металлов.

Задачи занятия:

  1. Актуализировать знания обучающихся об особенностях строения металлов, их физических и химических свойствах.
  2. Познакомить обучающихся с интересными фактами о металлах и сплавах, явлением коррозии металлов.
  3. Организовать работу обучающихся по экспериментальному исследованию химических свойств металлов главных и побочных подгрупп Периодической системы химических элементов.
  4. Способствовать развитию у обучающихся навыков проектирования исследовательской работы и применения исследовательских методов на практике.
  5. Повысить интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности, сформировать понимание того, что весь мир вокруг является объектом познания.
  6. Способствовать развитию читательской грамотности и культуры речи, расширению читательского кругозора у обучающихся; развитию  умений работать с различного вида текстами, в том числе с их интерпретацией и анализом; способности выражать самостоятельную позицию  в устной и письменной форме

Краткое описание занятия (аннотация):

Литературный вымысел или правда? Такой вопрос задает себе каждый, читая описание химических веществ и превращений в литературных источниках. На экспериментариуме обучающиеся смогут почувствовать себя сотрудниками издательства «Химия и литература».

Ребятам необходимо проанализировать информацию из различных литературных произведений, в которых упоминаются и описываются металлы, сплавы, химические превращения с участием металлов, явление коррозии. Участники экспериментариума соприкоснуться с произведениями М.Ю.Лермонтова, А.Ахматовой А.Блока, И.Сельвинского, В. Шефнера, Н.Чернышевского и др.

Обучающимся предстоит ответить на вопрос «Правдива ли эта информация с точки зрения химии, или это литературный вымысел, литературный прием?» Проверить информацию можно лишь одним путем – экспериментальным. На занятии ребята не только познакомятся с удивительными фактами о металлах, значением металлов в организме человека,  но и исследуют свойства металлов главных и побочных подгрупп Периодической системы химических элементов.

Также обучающиеся познакомятся с использованием металлов в различных сплавах, узнают о том, из каких сплавов изготовлены памятники  защитникам Отечества и героям Красной Армии, какие памятные даты истории России увековечены в  металле.

Таким образом, соединение  учебных предметов химии, литературы, истории на занятии-экспериментариуме будет способствовать формированию национального самосознания и осмыслению гражданской идентичности. Результаты исследовательской деятельности  помогут  химикам-лирикам  написать статью в газету на тему «Металлов гордый блеск...» и презентовать ее на мероприятиях лагеря, в  специально изданном литературном альманахе, который будет размещен на официальном сайте МДЦ «Артек»

Скачать полный эксперементариум